— Насколько оправдано внедрение RPA по сравнению с другими методами? Например, автоматизацией?
— Я часто сталкиваюсь с этим вопросом со стороны клиентов, когда рассказываю о технологии и мне постоянно отвечают: «Мы можем реализовать это с помощью 1С или написать скрипт, зачем нужен ваш робот?». Это абсолютно нормальная реакция, здесь просто нужно проводить просветительскую работу, особенно для IT-специалистов.
В классическом варианте большинство интеграторов оценивают перспективу внедрения роботов, оценивая деньги: мы внедрим робота за 100 рублей, а человеком вы закрываете задачу за 200 рублей. Ваша выгода - 100 рублей. Я не очень люблю такое сравнение. Я предпочитаю исходить от клиентской боли, и от всех потенциальных выгод, которые может получить конкретный заказчик. Например, повысить скорость и качество работы компании со своими клиентами, высвободить штат сотрудников от рутинных операций, которые приводят к перегоранию, в конце концов, переключение сотрудников на интеллектуальную и творческую занятость. Другими словами, мы делаем клиента счастливым и именно это продаём.
Если говорить про автоматизацию, то здесь две стороны. Первая – робот, который технологически закрывает задачу лучше, чем классическая автоматизация, поскольку он лучше перестраивается под изменяющиеся бизнес-процессы, лучше работает в интерфейсе и его можно быстро интегрировать и легко поддерживать, а также развивать дополнительными фишками (машинным обучением, распознаванием текста с помощью OCR и др).
С другой стороны, часто бывает так, что робот полностью не заменяет автоматизацию, например, он не может вести учёт, хуже работает с большими объёмами информации, которые лучше передавать методами классической автоматизации и т.д.